Как рассчитать прибыль в методе дисконтированных денежных потоков?

Прогноз прибыли в оценке бизнеса основан либо на умножении ожидаемой выручки от продаж на рентабельность, либо на вычитании из выручки ожидаемых расходов. Ожидаемая выручка от продаж может быть рассчитана с применением цепных ежегодных индексов ее изменения.

Обосновать ожидаемую прибыль необходимо в случае, если рассчитываются и денежный поток на собственный капитал, и бездолговой денежный поток. Могут быть выделены два основных подхода к прогнозированию прибыли в оценке бизнеса:

  • прибыль рассчитывается в результате умножения ожидаемой выручки от продажи продукции, работ, услуг (доходов от обычных видов деятельности) на величину рентабельности, т.е. отношения прибыли к выручке от реализации. При этом величина рентабельности может быть принята на уровне фактических ретроспективных данных оцениваемого предприятия.
  • прибыль определяется в результате вычитания из ожидаемой выручки от продажи продукции, работ, услуг (доходов от обычных видов деятельности) ожидаемых расходов организации (себестоимость продаж, коммерческих и управленческих расходов и др.)

Таким образом, в каждом из приведенных подходов необходимо начать с расчета ожидаемой выручки от продажи продукции, работ, услуг. Для этого в оценке бизнеса обычно применяют укрупненный способ прогноза доходов на базе цепных ежегодных индексов изменения выручки от продаж. В оценке бизнеса компаний, осуществляющих несколько видов деятельности, целесообразно строить такие укрупненные прогнозы по каждому виду деятельности с последующим суммированиемполученных величин.

Ежегодные индексы изменения выручки от продаж для номинального денежного потока могут быть обоснованы исходя из соответствующих фактических темпов изменения выручки оцениваемого предприятия с учетом ожидаемых темпов инфляции.

Для компаний, производящих один вид продукции, более обоснованно спрогнозировать по годам прогнозного периода отдельно и объемы продаж в натуральном выражении, и цены реализации – с последующим перемножением полученных величин.

Прогноз выручки от продаж может быть также обоснован по результатам проведения корреляционно-регрессионного анализа по ряду ретроспективных значений выручки от продаж. Такой способ более применим для оценки стоимости небольших компаний сферы услуг с одним-двумя видами деятельности.

С направлениями применения приведенных способов расчета на практике можно ознакомиться на примере прогноза выручки от продаж в оценке бизнеса, а также практики прогноза выручки на базе линейного тренда.

Применение любого способа прогноза выручки от продаж важно завершить проведением следующих основных проверок обоснованности полученных результатов:

  • проверка достаточности производственной мощности (максимально возможного выпуска продукции) промышленного предприятия для производства запланированного объема продукции;
  • проверка соответствия ожидаемых темпов роста продаж темпам роста соответствующего сегмента рынка и ретроспективной динамике продаж оцениваемого предприятия. Например, в течение ближайших 5 лет ожидается рост рынка хлебобулочных изделий в среднем на 5% в год. Тогда заложенные в расчет темпы роста продаж оцениваемого хлебопекарного бизнеса в 20% в год являются завышенными или должны быть обоснованы особыми конкурентными преимуществами объекта оценки.