Метод статистического моделирования стоимости

Оценка бизнеса по регрессионным моделям зависимости стоимости  от ценообразующих параметров как альтернатива применению мультипликаторов. Выявленная зависимость должна быть статистически значимой. Преимущество — отпадает необходимость согласования значений мультипликаторов по аналогам.

Сравнительный подход к оценке бизнеса основан на использовании большого объема ценовой и финансовой информации часто по значительному кругу предприятий. Необходимость обработки большого информационного массива в целях выявления зависимости величины рыночной стоимости фирмы от различных ценообразующих факторов определяет обоснованность применения математических методов и моделей.

В этой связи отдельные авторы в качестве отдельного метода сравнительного подхода к оценке бизнеса выделяют метод статистического моделирования стоимости. Данный метод основан на использовании регрессионных моделей, которые позволяют на основе открытых рыночных данных построить формализованную зависимость рыночной стоимости компании от одного или нескольких ценообразующих параметров. Таким образом, регрессионные модели выступают в качестве альтернативы использованию оценочных мультипликаторов в оценке бизнеса.

В этом случае величина стоимости оцениваемой компании определяется по следующему уравнению зависимости:

    У = а + в × Х ,  

  • где У – зависимая переменная — величина стоимости оцениваемой компании; для определения величин коэффициентов а и в в качестве У выступают цены сделок по купле-продаже аналогичных компаний;
  • а, в – коэффициенты уравнения;
  • Х – независимая переменная, в качестве которой выступают показатели, используемые в качестве знаменателя мультипликатора (показатели прибыли, денежного потока, выручка от реализации и др.)

Параметры уравнения а и в определяются с использованием инструментария корреляционно-регрессионного анализа на основе информации по ценам сделок аналогичных компаний и их финансовых показателей – например, величины активов.

Например, в результате проведения корреляционно-регрессионного анализа выявлена следующая значимая зависимость стоимости одной акции компаний определенной отрасли (Р) от прибыли в расчете на одну акцию (E):

Р = 30 + 4,7  Е,

  • где Р – стоимость одной акции;
  • Е – чистая прибыль на одну акцию.

Если прибыль оцениваемой компании составила 7 млн. у.е. при количестве акций 1 млн. у.е., тогда прибыль на одну акцию такой компании составит 7 у.е., а рыночная стоимость одной акции будет равна 63 у.е.

30 + 4,7  7 = 63 у.е.

Большое внимание в процессе использования регрессионных моделей для оценки стоимости в сравнительном подходе к оценке бизнеса необходимо уделять анализу качества выявленной зависимости. В случае, если выявленные зависимости между ценами акций аналогичных компаний и их финансовыми показателями являются слабыми, незначимыми, необходимо вернуться к анализу сопоставимости компаний-аналогов или к выбору финансового показателя, выступающего в качестве независимой переменной. Возможно, с учетом отраслевой специфики зависимость цены акции от чистой прибыли будет несущественной, а от выручки – значимой.

Преимущества использования метода статистического моделирования стоимости – прежде всего в устранении проблемы согласования значений мультипликаторов, полученных по множеству компаний-аналогов, в процессе выбора величины для последующих расчетов. Результаты анализа качества выявленных зависимостей величины стоимости от отдельных финансовых показателей могут быть использованы при обосновании удельных весов. Например, если величина стоимости акции больше всего зависит от величины денежного потока, то наибольший удельный вес в процессе оценки стоимости сравнительным подходом будет присвоен результату применения регрессионной зависимости величины стоимости от денежного потока.

Отметим, однако, что возможность применения регрессионных моделей в условиях российского рынка пока ограничена отраслями электроэнергетики, нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности, компаниями, предоставляющими услуги связи, телекоммуникационные услуги и некоторые другие – т.е отраслями, в которых акции большого числа предприятий свободно обращаются на фондовом рынке.