Бизнес как объект оценки

Бизнес как предпринимательская деятельность по получению дохода оценивается преимущественно для обоснования управленческих решений с акциями и долями в уставном капитале предприятий. Бизнес объект оценки характеризуется специфическими особенностями, влияющими на всю процедуру оценки.

Бизнес может быть рассмотрен как предпринимательская деятельность, направленная на получение дохода или иных экономических выгод.

В оценке бизнеса в качестве объектов оценки могут выступать:

  • акции или доли в уставном (складочном) капитале соответствующих предприятий (например, «Отчет об оценке стоимости одной обыкновенной акции ОАО «ХХХХ» или «Отчет об оценке стоимости 5%-й доли в уставном капитале ООО «хххх»);
  • имущественные комплексы как совокупность активов, которые могут быть использованы в предпринимательской деятельности.

Оценка бизнеса это определение на определенную дату вида и величины стоимости пакета акций или доли в уставном капитале предприятия для принятия и реализации управленческих решений по купле-продаже акций или долей, по предоставлению их в залог, по внесению в качестве взноса в уставный капитал, по реструктуризации бизнеса, по реализации концепции управления стоимостью и др.

Оценка бизнеса также производится при вступлении в наследство, осуществлении бракоразводных процессов, выкупе акций в соответствии с требованиями ФЗ «Об акционерных обществах» и др. Имущественный комплекс оценивается как бизнес в целях залога, при реструктуризации активов и др.

Бизнес как объект стоимостной оценки характеризуется отличительными особенностями, обусловленными:


Бизнес нацелен на получение дохода, поэтому для собственника (потенциального покупателя) предприятия важны:

  • величины доходов, ожидаемых в будущем от функционирования бизнеса;
  • время получения указанных доходов в будущем;
  • связанные с получением будущих доходов неопределенности (риски).


Предприятие (бизнес) представляет собой открытую, сложную, самоуправляющуюся экономическую систему с активными элементами; это определяет:

  • значимость для собственника (потенциального покупателя) предприятия ситуации на рынке купли-продажи аналогичных бизнесов, в т.ч. соотношения спроса и предложения на него;
  • зависимость протекающих на предприятии процессов от ситуации во внешней среде, прежде всего. в макроэкономических и мезоэкономических (региональных, отраслевых) системах, от накладываемых ограничений и т.д.;
  • зависимость протекающих на предприятии процессов от качества управления;
  • заинтересованность государства в качественной оценке бизнеса;
  • в качестве объектов оценки бизнеса могут выступать не только предприятия в целом, но и их части (доли в уставном капитале, пакеты акций), которые могут обеспечивать своим собственникам различный уровень контроля и ликвидности.